
За последние годы, большинство проводимых исследований в Европе, в разработке новых препаратов, не доходят до клинических испытаний. Европе необходимо «нагнать упущенное» и разработать стратегии и источники финансирования для поддержки малых и средних предприятий (МСП), работающих в биофармацевтическом секторе.
В новом исследовании, опубликованном в ноябре 2024 года, утверждается, что для достижения успеха развивающимся компаниям в ЕС необходимы специальные стратегии. Отсутствие специального финансирования и инвестиций в ЕС означает, что малые и средние предприятия - компании, часто работающие на переднем крае медицинских исследований, - всё чаще ищут более благоприятные условия за пределами Европы.
Анализ ситуации в сфере малого и среднего бизнеса в Европе, проведенный Charles River Associates для EFPIA, согласуется с заявлением президента фон дер Ляйен в ее политических рекомендациях в июле о необходимости развития сектора наук о жизни в ЕС в течение следующего мандата, а также подтверждается докладом Драги о будущем конкурентоспособности Европы, опубликованным в начале сентября.
Проблемы, стоящие перед МСП в Европе
Малые и средние предприятия сталкиваются с огромными трудностями при поиске финансовых инвестиций и поддержки. Привлечение капитала за счёт частного и государственного финансирования имеет решающее значение. По последним оценкам, стоимость разработки нового лекарства составляет от 314 миллионов долларов (290 миллионов евро) до 2,8 миллиарда долларов (2,6 миллиарда евро) и до 6 миллиардов долларов (5,5 миллиарда евро) для таких заболеваний, как болезнь Альцгеймера. Предыдущие исследования показывают, что в период с 2018 по 2020 год только четверть новых биотехнологических компаний была основана в Европе, в то время как 65% - в США.
Доступность капитала в Европе является серьезной проблемой, охватывающей ограниченные уровни частного финансирования, такие как получение венчурного капитала (венчурных капиталистов) на ранних стадиях развития, и доступ к государственному финансированию через листинг на фондовом рынке на более поздних стадиях.
Несмотря на признаки расширения венчурной деятельности, нежелание крупных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, рисковать приводит к нехватке денежных средств. Кроме того, Euronext – инфраструктура европейского фондового рынка – не предлагает тех же преимуществ и стимулов, что Nasdaq в США, что оставляет европейским МСП меньше возможностей для доступа к средствам.
В отчёте приводятся три основные рекомендации, которые помогут сохранить и расширить присутствие малого и среднего бизнеса в Европе:
Реформа пенсионных фондов: Увеличьте ликвидность частных инвесторов для инвестиций с более высоким риском. Чтобы повысить значимость институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, общеевропейским и страновым регулирующим органам следует пересмотреть свои системы, чтобы повысить гибкость пенсионных фондов в пользу венчурного капитала (ВК) и инвестиций в МСП. Это стимулировало бы рост сектора, а также потенциально обеспечило бы более высокую доходность для пенсионных фондов, поскольку они инвестируют в высокорискованные активы с высокой доходностью.
По состоянию на 2022 год общая сумма активов европейских пенсионных фондов составила 3,136 триллиона евро, однако только 0,01% от общей суммы активов, находящихся под управлением европейских пенсионных фондов, был инвестирован в венчурные фонды. Этот процент ещё меньше для прямых инвестиций в малые и средние предприятия. В США пенсионные фонды составляют более 25% от общего числа компаний, инвестирующих в фонды на ранних стадиях.
Индекс стоимости привлечения капитала: централизованные торговые платформы, такие как Euronext, необходимо совершенствовать и использовать более широко, чтобы привлечь больше внутренних и международных инвесторов и конкурировать с американской Nasdaq.
Понимание стоимости привлечения капитала (как материального, так и нематериального) на Euronext по сравнению с Nasdaq с помощью разработки индекса показало бы лицам, принимающим решения в ЕС, что Euronext не является оптимальной платформой и препятствует развитию европейских малых и средних предприятий.
Частный капитал для разработки лекарств может быть привлечен несколькими способами: привлечением венчурного капитала или прямых инвестиций, отказом от лицензирования кандидатов на лекарства, банковскими кредитами или листингом на фондовых рынках посредством первичного публичного размещения акций (IPO). Европейским МСП предстоит принять непростое решение о том, на какой фондовой бирже разместить акции, поскольку в США исторически наблюдался более высокий уровень IPO-активности и было создано больше историй успеха, укрепляющих доверие инвесторов, по сравнению с Европой, которая имеет фрагментированный рынок и отстает с точки зрения оценок и степени активности. В период с 2015 по 2020 год Euronext провела всего 20 IPO по сравнению с 261 IPO биотехнологических компаний на стадии исследований, проведёнными Nasdaq.
Создание гарантийного фонда: Для обеспечения наличия крупного и устойчивого фонда инвестиций в науку о жизни можно было бы создать гарантийный фонд в размере 1 миллиарда евро для партнеров с ограниченной ответственностью. Это позволило бы нам снизить процентные ставки и минимизировать потери за счет распределения рисков между партнерами. Более низкая процентная ставка обеспечила бы больший общий пул доходов от инвестиций и, следовательно, побудила бы инвесторов страховать акции фонда для получения большей части процентов.
Предыдущие данные EFPIA показывают, что за последние 20 лет Европа потеряла четверть своей доли в мировых инвестициях.
Предложения Европейской комиссии по пересмотру фармацевтического законодательства непропорционально сильно повлияют на малый и средний бизнес в Европе; девять из десяти проектов по исследованиям и разработкам, реализуемых малыми и средними предприятиями в период до 2040 года, могут стать нежизнеспособными, если будут продолжаться в нынешнем виде. В сочетании с проблемами финансирования и инвестиций EFPIA считает, что нынешняя тенденция к тому, что небольшие компании покидают Европу в поисках более амбициозных и благоприятных экосистем в США и Азии, а вместе с ними и специалистов, и рабочие места, может только усугубиться без принятия мер.
Амер Джабер, председатель рабочей группы EFPIA по малым и средним предприятиям, сказал: «В ЕС сложилась ситуация, когда исследователи могут опубликовать блестящую научную статью, но не могут превратить свои исследования в предпринимательские биотехнологические стартапы из-за недостаточной поддержки. Крайне важно, чтобы мы поддерживали этих новаторов и расширяли доступ к различным видам финансирования для поощрения новаторских и смелых исследований. Текущая ситуация серьёзно влияет на инновации и конкурентоспособность отрасли в Европе».
Натали Молл, генеральный директор EFPIA, сказала: «Малые и средние предприятия имеют решающее значение для будущего европейских медико-биологических наук и пациентов, поскольку они часто проводят исследования и разработки в областях, где существуют неудовлетворённые медицинские потребности, или борются с серьёзными кризисами в области здравоохранения, в том числе с пандемиями. Нам нужно, чтобы политики поддержали амбициозную стратегическую концепцию конкурентоспособности медико-биологического сектора в Европе, описанную в докладе Драги, и разработали политику, которая будет поддерживать и развивать инновационные биотехнологические малые и средние предприятия по всему ЕС».
www.bakumedinfo.com
< Предыдущая | Следующая > |
---|