Сегодня проблема йодного дефицита является глобальной. Это связано с распространенностью йоддефицитных заболеваний (ЙДЗ) во многих странах и большим числом вовлеченных в нее людей. В мире риску развития йодного дефицита подвержено более 2 млрд человек, в том числе 750 млн имеют эндемический зоб, 46 млн страдают умственной отсталостью вследствие йодного дефицита.
Организм человека не синтезирует йод и должен получать его в готовом виде. Основным природным источником йода являются продукты растительного и животного происхождения. Носителями высоких концентраций йода являются продукты, обогащенные йодом, в том числе йодированная соль, йодированный хлеб, кисломолочные продукты (КМПр), адаптированные молочные смеси для детей.
Суточная потребность человека в йоде, мкг/сут
Дети 0–6 лет | 90 |
Дети 6–12 лет | 120 |
Подростки (старше 12 лет) и взрослые | 150 |
Беременные и кормящие женщины | 250 |
Распространенность ЙДЗ сопровождается снижением интеллектуального потенциала населения. Показатели умственного развития населения в районах зобной эндемии на 15% ниже таковых в регионах с достаточным йодным обеспечением. При тестировании детей установлено снижение на 11–18% показателя IQ (индекса интеллектуального развития) у подрастающего поколения. Оценка и прогноз нарушений познавательных способностей ребенка на йоддефицитных территориях неразрывно связаны с пониманием роли йода в развитии нервной системы.
Механизмы влияния йода на интеллект и развитие ребенка обусловлены эссенциальностью тиреоидных гормонов (ТГ) для формирования, созревания и функционирования центральной нервной системы (ЦНС).
Сывороточный тироксин (Т4) в тканях мозга, глиальных клетках, тиниоцитах третьего желудочка, астроцитах превращается в трийодтиронин (Т3). Т3контролирует в мозге образование многих функционально значимых белков.
До недавнего времени считали, что в течение трех лет после рождения имеют место самые высокие темпы роста, миелиногенеза и созревания мозга, поэтому в этом возрасте человек особенно остро нуждается в полноценном обеспечении йодом. В настоящее время доказано, что процесс дифференцировки и обновления клеток мозга осуществляется в течение всей жизни человека и, следовательно, йод и ТГ нужны человеку от рождения до старости.
Для раннего выявления интеллектуального дефицита и оценки эффективности йодной профилактики целесообразно использовать специализированные методы психологической диагностики, принятые в мировом сообществе.
В отдельных случаях для этих целей применяются инновационные тесты, разработанные детскими психологами совместно с педиатрами и апробированные на больших выборках здоровых детей.
По общему мнению, наиболее информативными для оценки состояния высших психических функций являются методы и тесты, которые позволяют получить объективную оценку основных параметров когнитивной и психоэмоциональной сферы, речевого развития, возрастного формирования навыков и способности ребенка к социальной интеграции.
Потребность в йоде и ТГ у младенцев чрезвычайно велика, их дефицит для них не может пройти бесследно. Есть немногочисленные данные о том, что у 70% этой категории детей в условиях йодного дефицита на первом году сохраняются симптомы перинатального поражения ЦНС. У половины отмечается задержка психомоторного развития на 1,5–2 эпикризных срока и трудности приобретения навыков, у трети выявляется задержка речевого развития, у 80% – эмоциональная неустойчивость.
В раннем возрасте у 90% детей в йоддефицитном районе диагностируются замедление речевого развития, у 50% – трудности звукопроизношения, у 20% – трудности общения со сверстниками и взрослыми, у 80% – эмоциональная неустойчивость и агрессивность, у 30% – снижение внимания. При структурном анализе когнитивного дефицита у дошкольников в районе зобной эндемии наибольшие нарушения выявлены в сфере восприятия (ниже на 23% по сравнению с нормой; р<0,05) и произвольного внимания (ниже на 46% по сравнению с нормой; р<0,05). У детей с задержкой речевого развития нарушения познания характеризовались снижением внимания, восприятия и кратковременной памяти. Соответствующие значения были на 74, 33 и 35% ниже нормы (р<0,05).
В условиях йодного дефицита дети в период перехода к школьному обучению отличались снижением темпов формирования познавательных функций: внимания – в 3 раза, восприятия и мелкой моторики – в 2, мышления – в 1,8 (p<0,05), оперативности принятия решений – в 1,5 (p<0,05) раза.
Как известно, познавательные способности ребенка тесно взаимосвязаны с уровнем интеллекта человека. Поэтому логично встает вопрос о формах и методах эффективной профилактики йодного дефицита для снижения частоты нарушений когнитивных функций и других проявлений парциального дефицита в психоэмоциональной сфере.
www.bakumedinfo.com