Здоровье - медицинский портал Азербайджана

2024-04-20

////

Ведущий медицинский интернет-сайт Баку

 Medical Media Azerbaijan

- Издается с 5 июня 2010 года-

 



 

 

 

ВЫ Находитесь: ГЛАВНАЯ НОВОСТИ МЕДИЦИНЫ Первые женщины-врачи в России

Первые женщины-врачи в России

4 марта 1877 году случился первый выпуск женщин-врачей в России. В Петербурге были основаны Высшие врачебные женские курсы, слушательницами могли стать лишь женщины, получившие среднее образование или имевшие дипломы домашних учительниц. И вот 4 марта в России впервые появились дипломированные женщины-врачи.
Но только в 1901 году дипломированная женщина-врач смогла получить Высочайшее разрешение держать экзамен в одном из российских университетов. Первый случай в истории страны, когда женщину-врача допустили к экзаменам на звание доктора медицины.

В XIX веке, под влиянием писателей, и в особенности Белинского, в жизни русской женщины наступил умственный расцвет, сменивший жизнь исключительно сердцем. Белинский нанес страшный удар романтизму и был одним из первых учителей русских женщин, призывавший их к умственному развитию, к участию в сфере общественной деятельности и семейной жизни при равенстве прав и обязанностей с мужьями. Герцен пошел еще далее, явившись ярким партизаном равноправия женщин.

Эти писатели подготовили почву для 60-х годов, когда под влиянием светлых и смелых идей передовых учителей женщин – Добролюбова, Писарева, Михайлова и в особенности Чернышевского – русская женщина вступила на путь эмансипации.

Влияние освободительной эпохи, наплыв новых идей, призыв к новой жизни, падение крепостного права, изменившего экономические условия жизни, подняли дух женщины и повели ее к самостоятельному заработку и к исканию свободы. Но какие профессии были доступны в то время для женщины в России? Тяжелая, зависимая профессия гувернантки и узкая специальность акушерки...

Открытие женских гимназий (1-я Мариинская была основана в Петербурге в 1858 г.), как всесословных учреждений, привлекло массу учениц (хотя вначале «привилегированные» родители сильно побаивались влияния «толпы»), которые, по окончании курса, стремились идти дальше. Однако высшего образования не было для женщин. А жажда просвещения была так сильна, так охватила женскую молодежь, что никакие силы не могли ее уничтожить.

В 1861-1862 гг., под давлением этого движения, Петербургский университет открыл свои двери для женщин, и даже предполагалось возбудить вопрос о допущении женщин во все университеты, но вопрос этот обобщили с наступившими студенческими беспорядками, и он погиб надолго, - двери Петербургского университета скоро закрылись.

Петербургские Высшие женские курсы, носившие название Бестужевских, по имени первого директора профессора К.Н. Бестужева-Рюмина, не давали никаких прав, но удовлетворяли потребность в высшем образовании, чем и объясняется все увеличивавшийся контингент слушательниц. Многие их окончивших курсы посвятили себя научному труду и дали ряд серьезных исследований, большинство вступило на педагогическое поприще, многие отдались бескорыстной и тяжелой работе в звании сельских учительниц.

В истории и деятельности этого первого женского университета принимали энергичное участие Н.В. Стасова, А.П. Философова, В.П. Тарновская и О.К. Нечаева. Но удовлетворить всех эти курсы не могли, несмотря на их научное значение, тем более что они не давали медицинских знаний, к изучению которых обнаружилось особенное тяготение у женской молодежи.

Поход в акушерки - единственной в то время доступной профессии для женщин - скоро прекратился, вследствие отсутствия требуемых для этой специальности серьезных и общих знаний; двери медико-хирургической академии и университетов были закрыты; единственным выходом являлось учение за границей, где некоторые университеты Швейцарии (первый Цюрихский) предоставили не только свободный доступ для женщин, но и ученые степени.

Первые русские, воспользовавшиеся этим правом, были Н.П. Суслова и М.А. Бокова, окончившие курс Цюрихского университета в 1867 году. Пример этих пионерок вызвал сильное движение за границу для изучения медицины, русские проникли и в другие университеты (Берн, Кенигсберг, Гельсингфорс), но это были счастливые единицы, материально обеспеченные, для большинства же заграничные университеты представлялись мечтой, а отечественные под замком.

Единственное исключение было сделано для В.А. Кашеваровой (впоследствии Рудневой), которой по ходатайству ген.-губернатора Оренбургского края, стипендиаткой которого состояла В.А., разрешено было пройти курс медицинских наук в медико-хирургической академии. В.А. Кашеварова окончила курс в 1868 г. и в 1876 г. защитила диссертацию на доктора медицины. Это осталось исключением, и всем другим, желавшим воспользоваться этим примером, было отказано.

Между тем борьба за образование шла усиленным темпом, некоторые девушки сдавали экзамены на полный курс мужских гимназий, но никакие дипломы не двигали вперед вопроса. Однако усиленная эмиграция женской молодежи за границу, петиции женщин об открытии доступа в отечественные храмы науки, сочувствие профессоров образованию женщин обратили, наконец, внимание правительства и высшего медицинского мира.

В 1872 г. были открыты при медико-хирургической академии в Петербурге, в виде опыта, «женские врачебные курсы» (сначала под названием «курсов ученых акушерок»), благодаря сочувствию бывшего военного министра Д.А. Милютина и начальника академии Н.И. Козлова. Средства дня оборудования врачебных курсов - 50000 руб. - пожертвовала ревнительница женского медицинского образования Л.А. Шанявская-Родственная.

Эти курсы составили эру в женском медицинском образовании и открыли путь к установлению равенства, - они были пробным камнем для испытания женских сил и сыграли большую роль в женском движении. Много лишений, стеснений, ненужных строгостей выпало на долю первых слушательниц врачебных курсов, но желание учиться и получить права преодолевали все трения на этом пути.

В 1877 г. в России появились первые женщины-врачи de facto, но не de jure, потому что они не имели еще никаких прав; но несмотря на бесправие, они тотчас начали свою деятельность в городских больницах, в земствах, в клиниках и в ученых лабораториях.

К числу врачей первого выпуска принадлежат П.Н. Тарновская, А.Н. Шабанова, Р.А. Павловская, Ю.И. Заволжская и др. Д-р П.Н. Тарновская не только принимала деятельное участие в открытии женских врачебных курсов, но и своими многочисленными трудами по антропологии приобрела известность в области научного мира.

Половина выпускных слушательниц еще до окончания курса, по объявлению войны с Турцией, отправились на театр военных действий (В. Некрасова, Н.И. Драгневич, М.М. Мельникова и др.), где их самоотверженная деятельность и научная подготовка снискали себе должную оценку начальствующих лиц; другая половина выпускного курса осталась сдавать окончательные экзамены, которые были обставлены всевозможными затруднениями.

Женские врачебные курсы, состоявшие при военном министерстве, жили 10 лет, давая России ежегодно подготовленных врачей, но в 1881 г. были закрыты по распоряжению военного министра П.С. Ванновского. Министерство народного просвещения также отказало принять их в свое ведение, как и Министерство внутренних дел.

Опять началось движение, агитация, собирание средств, борьба с препятствиями за возобновление женского медицинского образования в России. В этой работе главное участие принимали женщины-врачи и бывшие профессора курсов. Вновь пришла на помощь делу семья Шанявских и много других сочувствующих лиц. На дело возобновления курсов откликнулась вся Россия, и за короткий период времени было собрано 700 000 руб. на эту цель.
 
www.bakumedinfo.com 
 
Интересная статья? Поделись ей с другими: